02:46
+7 C°
Пробки:   баллов
$
59.2348
69.8023

Штурман Чернобай В.А. 1912-1979 (капитан 1го ранга во время ВОВ)

13 августа 2017 года
2009
Штурман Чернобай В.А. 1912-1979 (капитан 1го ранга во время ВОВ)
Как Чернобай Владимир Александрович водит корабли

У нас в городе все знают историю про плавание Владимира Чернобая на грузовом судне в Арктике. Это было в далекие годы после войны. Небольшой старый пароход должен был перевезти по трассе Северного морского пути груз для полярников. Был короткий летний период, когда льда относительно мало и по открытой воде можно было пройти основную часть маршрута. Там, где ожидалась встреча со льдами посерьезнее, пароход должен был встретиться с ледоколом «Ермак», старым и надежным кораблем. Это сегодня вы можете сидеть дома у компьютера и торговать на Форекс через Телетрейд, а тогда до интернета еще были десятилетия.

Владимир Чернобай прокладывал маршрут плавания в холодных арктических водах. Он был известный в пароходстве штурман. Чудом уцелел в войну при обстреле фашистским крейсером «Адмирал Шеер» порта в Диксоне в 1942 году. Снаряд разорвался рядом с причалом, где стоял Чернобай и его друг еще один Владимир. Одноклассники, они много лет работали вместе, и наверное и погибли бы вместе. Но в момент, когда 150-мм снаряд должен был упасть на причал, туда заехал новенький гусеничный трактор, только что присланный с Большой Земли. Машина заслонила Чернобая и его друга от разрыва и осколков. Тракторист Василий отделался буквально царапинами.

Как штурман Владимир Чернобай, хорошо знал маршрут их плавания до полярной станции. Он много раз ходил здесь на сторожевике, потом на ледокольном пароходе, и вот теперь на теплоходе. Вся команда работала слаженно. Выдерживали экономический 9-узловой ход (вокруг были очень маленькие льдинки, безопасные для корпуса судна).

Но когда они через неделю дошли до района встречи с ледоколом, могучего корабля там не оказалось. Тут уже начинались льды, которым металлический, но не прочный корпус транспортного суда был под силу. Они могли завершить свое плавание в Арктике здесь навсегда. Чернобай проложил курс южнее места встречи, там, где была относительно открытая вода. Капитан и вся команда напряженно всматривались в горизонт. Дыма труб «Ермака» не было видно: ледокол явно не пришел вовремя в точку.

Что же делать? Дрейфовать и ждать в районе еще несколько дней? Запрашивать по радио Мурманск и базу пароходства? Играть в героев и доставить ценный груз, который ждут полярники, но если корпус не выдержит, и льды раздавят пароход? Вопросы задавала себе вся команда. Никто не мог ничего предложить на общем собрании. «Топлива много, можно лечь в дрейф и ждать», - сказал Владимир Чернобай своим товарищам и посмотрел на капитана вопросительно. «Да, поддерживаю товарища штурмана», - кивнул капитан. Команда одобрительно загудела.

Они прождали почти 2 недели. Верили, что не придется возвращаться в порт, чтобы с позором доложить, как не смогли выполнить поставленную Родиной задачу. Время текло медленно. Пару раз казалось, что скоро льды зажмут небольшое судно, и им придется стать жертвами стихии. Но обошлось: на горизонте показались дымы двух труб ледокола. «Ермак» пробивался через льды с северо-востока.

Когда через несколько часов мощный ледокол замер неподалеку от их судна, Чернобай вместе с капитаном отправился на «Ермак». Все оказалось просто: будучи настоящим ледоколом, этот корабль все равно не был застрахован от технических неполадок. Нестабильно работала одна из паровых машин. То и дело падала скорость движения. Ждали, что с Большой Земли на самолете может прийти помощь, но напрасно. В радиограмме из Диксона было только: «Сопровождать грузовое судно». И никаких обсуждений. А потом всё внезапно наладилось. «Ермак» снова мог крушить льды, и его команда направила свой ледокол на место встречи с транспортным судном.

К полярникам пробивались около недели. Они очень быстро разгрузили свой ценный груз, чтобы продолжать свою работу вдали от цивилизации. Потом был путь домой с чувством выполненного долга. Чернобай смотрел на льды, идущий впереди ледокол. Ему было приятно, что они дождались «Ермак», и всё сделали как надо.

Это был его 50-й рейс по Северному морскому пути. Чернобай Владимир это понимал и верил, что когда-то тут будут ходить новые огромные корабли, которые справятся и со льдом. Он читал в «Технике — молодежи» об «атомных судах будущего» и представлял, как они ломают ледовые поля, заторы и несут на борту сотни контейнеров с грузом для освоения арктических берегов.

Штурман Чернобай ходил еще 8 раз на двух судах по Артике. Последние три плавания были на борту огромного атомного ледокола, первого в СССР. Он назывался «Ленин».

 

Раздел: Из жизни

Новости по теме

Смотреть все
«РТ Лабс» обеспечит Российскому союзу автостраховщиков доступ к дополнительным сведениям СМЭВ
1 декабря 2017 года
1574
«РТ Лабс», дочерняя компания «Ростелекома», стала победителем конкурса Российского союза автостраховщиков (РСА) по выбору разработчика программного решения для организации информационного обмена между ...
Тулэнерго выполнит техприсоединение комбикормового завода  и животноводческих комплексов в Куркинском и Воловском районах
30 ноября 2017 года
1439
Филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Тулэнерго» проведет работы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объектов ООО «Тульская мясная компания», расположенных в Куркинском и Воловском ...
«Ростелеком» и Nokia объявили о начале VII конкурса региональных журналистов «Вместе в цифровое будущее»
27 ноября 2017 года
1498
Стартовал VII международный конкурс журналистов и блогеров «Вместе в цифровое будущее», организатором которого выступает «Ростелеком». В 2017-2018 гг. конкурс пройдет в партнерстве с компанией ...
Motorsport.tv и «Ростелеком» запускают конкурс для поклонников гонок
24 ноября 2017 года
1511
«Ростелеком» и телеканал Motorsport.tv проведут конкурс для абонентов телекоммуникационной компании и разыграют 4K телевизор. Конкурс стартует 24 ноября и продлится до 3 декабря. В течение этого времени все ...
«Ростелеком» выступил телекоммуникационным партнёром Международного туристского форума SIFT в Сочи
23 ноября 2017 года
1646
«Ростелеком» обеспечил телекоммуникационную поддержку Международному туристскому форуму SIFT, который стартовал сегодня в Сочи. Для участников и гостей форума оператор развернул сеть высокоскоростного Wi-Fi с ...

Последние новости

Смотреть все
На трассе «Сочи Автодром» запустят новую службу дрифт-такси
12 декабря 2017 года
236
На трассе российского этапа «Формулы-1» - «Сочи Автодром» - в период новогодних праздников пройдет запуск нового гоночного сезона. К услугам всех посетителей будет представлена новая служба – дрифт-такси. Уже в начале января сочинский автодром ...
Кабмин выделил 20 млрд 40 самым успешным регионам России
12 декабря 2017 года
274
Дмитрий Медведев своим указом распорядился выделить 20 миллиардов рублей лучшим 40 регионам страны, показавшим хорошие результаты по социально-экономическому развитию. Соответствующий документ опубликован на сайте Кабинета министров. «Утвердить ...
«Ростелеком» приглашает на «Робофест-Юг» в Краснодаре
12 декабря 2017 года
362
«Ростелеком» приглашает всех, кто увлекается научно-техническим творчеством, на окружной робототехнический фестиваль «Робофест-Юг». Он проходит в Краснодаре 12 и 13 декабря с 10.00 до 18.00 в выставочно-конгрессном комплексе «Экспоград ...
С кем работает PR (часть 1)
12 декабря 2017 года
300
Самым ценным ресурсом для создания имиджа бренда являются лидеры мнений. И когда специалист по PR понимает это, следующий вопрос — а с какими категориями этих лидеров надо налаживать связи? В идеале у вас должны быть 4 независимых отдела, которые ...
В России до 2020 года появятся новые меры по поддержке рождаемости
11 декабря 2017 года
460
В России в ближайшие три года разработают новые программы, которые простимулируют рождаемость. Сведения предоставила пресс-служба Министерства труда и социальной защиты. «Сейчас мы столкнулись с неблагоприятной для демографии ситуацией. ...
Следуйте за нами