08:33
+11 C°
Пробки:   7 баллов
$
57.6196
68.1409

Штурман Чернобай В.А. 1912-1979 (капитан 1го ранга во время ВОВ)

13 августа 2017 года
1948
Штурман Чернобай В.А. 1912-1979 (капитан 1го ранга во время ВОВ)
Как Чернобай Владимир Александрович водит корабли

У нас в городе все знают историю про плавание Владимира Чернобая на грузовом судне в Арктике. Это было в далекие годы после войны. Небольшой старый пароход должен был перевезти по трассе Северного морского пути груз для полярников. Был короткий летний период, когда льда относительно мало и по открытой воде можно было пройти основную часть маршрута. Там, где ожидалась встреча со льдами посерьезнее, пароход должен был встретиться с ледоколом «Ермак», старым и надежным кораблем. Это сегодня вы можете сидеть дома у компьютера и торговать на Форекс через Телетрейд, а тогда до интернета еще были десятилетия.

Владимир Чернобай прокладывал маршрут плавания в холодных арктических водах. Он был известный в пароходстве штурман. Чудом уцелел в войну при обстреле фашистским крейсером «Адмирал Шеер» порта в Диксоне в 1942 году. Снаряд разорвался рядом с причалом, где стоял Чернобай и его друг еще один Владимир. Одноклассники, они много лет работали вместе, и наверное и погибли бы вместе. Но в момент, когда 150-мм снаряд должен был упасть на причал, туда заехал новенький гусеничный трактор, только что присланный с Большой Земли. Машина заслонила Чернобая и его друга от разрыва и осколков. Тракторист Василий отделался буквально царапинами.

Как штурман Владимир Чернобай, хорошо знал маршрут их плавания до полярной станции. Он много раз ходил здесь на сторожевике, потом на ледокольном пароходе, и вот теперь на теплоходе. Вся команда работала слаженно. Выдерживали экономический 9-узловой ход (вокруг были очень маленькие льдинки, безопасные для корпуса судна).

Но когда они через неделю дошли до района встречи с ледоколом, могучего корабля там не оказалось. Тут уже начинались льды, которым металлический, но не прочный корпус транспортного суда был под силу. Они могли завершить свое плавание в Арктике здесь навсегда. Чернобай проложил курс южнее места встречи, там, где была относительно открытая вода. Капитан и вся команда напряженно всматривались в горизонт. Дыма труб «Ермака» не было видно: ледокол явно не пришел вовремя в точку.

Что же делать? Дрейфовать и ждать в районе еще несколько дней? Запрашивать по радио Мурманск и базу пароходства? Играть в героев и доставить ценный груз, который ждут полярники, но если корпус не выдержит, и льды раздавят пароход? Вопросы задавала себе вся команда. Никто не мог ничего предложить на общем собрании. «Топлива много, можно лечь в дрейф и ждать», - сказал Владимир Чернобай своим товарищам и посмотрел на капитана вопросительно. «Да, поддерживаю товарища штурмана», - кивнул капитан. Команда одобрительно загудела.

Они прождали почти 2 недели. Верили, что не придется возвращаться в порт, чтобы с позором доложить, как не смогли выполнить поставленную Родиной задачу. Время текло медленно. Пару раз казалось, что скоро льды зажмут небольшое судно, и им придется стать жертвами стихии. Но обошлось: на горизонте показались дымы двух труб ледокола. «Ермак» пробивался через льды с северо-востока.

Когда через несколько часов мощный ледокол замер неподалеку от их судна, Чернобай вместе с капитаном отправился на «Ермак». Все оказалось просто: будучи настоящим ледоколом, этот корабль все равно не был застрахован от технических неполадок. Нестабильно работала одна из паровых машин. То и дело падала скорость движения. Ждали, что с Большой Земли на самолете может прийти помощь, но напрасно. В радиограмме из Диксона было только: «Сопровождать грузовое судно». И никаких обсуждений. А потом всё внезапно наладилось. «Ермак» снова мог крушить льды, и его команда направила свой ледокол на место встречи с транспортным судном.

К полярникам пробивались около недели. Они очень быстро разгрузили свой ценный груз, чтобы продолжать свою работу вдали от цивилизации. Потом был путь домой с чувством выполненного долга. Чернобай смотрел на льды, идущий впереди ледокол. Ему было приятно, что они дождались «Ермак», и всё сделали как надо.

Это был его 50-й рейс по Северному морскому пути. Чернобай Владимир это понимал и верил, что когда-то тут будут ходить новые огромные корабли, которые справятся и со льдом. Он читал в «Технике — молодежи» об «атомных судах будущего» и представлял, как они ломают ледовые поля, заторы и несут на борту сотни контейнеров с грузом для освоения арктических берегов.

Штурман Чернобай ходил еще 8 раз на двух судах по Артике. Последние три плавания были на борту огромного атомного ледокола, первого в СССР. Он назывался «Ленин».

 

Раздел: Из жизни

Новости по теме

Смотреть все
Тульский и Калужский филиалы МРСК Центра и Приволжья завершили работы  по организации транзита 110 кВ
10 октября 2017 года
1399
В филиалах ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Тулэнерго» и «Калугаэнерго» выполнен комплекс мероприятий по строительству и реконструкции энергообъектов, а также по повышению надежности электросети для ...
«Ростелеком» устроил турнир по World of Ships в рамках парусной регаты в Абрау-Дюрсо
9 октября 2017 года
1508
«Ростелеком» развернул зону беспроводного бесплатного доступа в интернет и организовал турнир по World of Ships во время парусной регаты Abrau Sailing Cup-2017. Мероприятие впервые прошло в Абрау-Дюрсо на ...
«Ростелеком» запускает конкурс школьных интернет-проектов 2017 года
3 октября 2017 года
1647
«Ростелеком» объявляет о старте нового этапа конкурса школьных интернет-проектов «Классный интернет». Конкурс проводится ежегодно, при этом каждый год Конкурс посвящён какой-либо отдельной теме. В 2017 году ...
«Ростелеком» и «Синяя птица» приглашают краснодарцев на выставку детских работ в рамках проекта «Верь в себя»
3 октября 2017 года
1665
С 4 по 10 октября 2017 года в Муниципальном концертном зале камерной и органной музыки (ул. Красная, 122) пройдёт выставка детских творческих работ «Такой разный Краснодар». Торжественное открытие выставки ...
Техническим директором «Ростелекома» в ЮФО и СКФО назначен Сергей Онянов
2 октября 2017 года
1871
Сергей Онянов назначен на должность технического директора макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком». Он будет руководить развитием и эксплуатацией телекоммуникационной инфраструктуры компании в ЮФО и ...

Последние новости

Смотреть все
Правительство планирует импортозаместить детское питание в РФ‍
17 октября 2017 года
74
Правительство России намерено импортозаместить детское питание. Постановление Министерства сельского хозяйства поручено реализовывать специальной межведомственной группе. Сведения предоставлены пресс-службой Министерства промышленности. Эксперты ...
Сахарные заводы Кубани произвели более 1 млн тонн сахара‍
17 октября 2017 года
192
В этом году на Кубани сахарные заводы произвели более 1 млн тонн готовой продукции. До конца года показатель вырастет до рекорда – 1,5 млн тонн. Сведения предоставил глава региона Вениамин Кондратьев. «Наши сахарные заводы дали первый миллион ...
В Госдуме ищут решения для индексации пенсий работающим пенсионерам‍
16 октября 2017 года
404
В Госдуме России ищут решение, которое позволит провести долгожданную индексацию пенсий работающим пенсионерам. Проект уже разработан, но его рассмотрение по ряду причин перенесено на две недели. Информацию предоставил Ярослав Нилов, глава комитета ...
Публичные слушания по проекту бюджета проведут в Новороссийске
16 октября 2017 года
451
В Новороссийске готов проект бюджета на следующие три года. Его публичные слушания пройдут 23 октября. Информация предоставлена пресс-службой администрации. Местные чиновники провели предварительную встречу, на которой обсудили ход проведения ...
В 2018 году в Сочи откроют детсад за 200 млн рублей
15 октября 2017 года
577
Вице-губернатор Кубани, курирующий социальные вопросы, Анна Минькова проверила ход строительства в Лазаревском районе города Сочи детского сада. На его возведение, начавшееся в прошлом году, выделили 200 миллионов рублей. «Детский сад в Сочи, ...
Рейтинг компаний
БКС Премьер
5 упоминаний
ГлобалМедиа
5 упоминаний
Оргкомитет Сочи-2014
5 упоминаний
Кубань-вино
5 упоминаний
Аэропорт Анапа
5 упоминаний
UCL Holding
5 упоминаний
Лукойл
5 упоминаний
Аэропорт Геленджик
5 упоминаний
Следуйте за нами