05:12
+4 C°
Пробки:   баллов
$
56.3554
70.6471

Штурман Чернобай В.А. 1912-1979 (капитан 1го ранга во время ВОВ)

13 августа 2017 года
2076
Штурман Чернобай В.А. 1912-1979 (капитан 1го ранга во время ВОВ)
Как Чернобай Владимир Александрович водит корабли

У нас в городе все знают историю про плавание Владимира Чернобая на грузовом судне в Арктике. Это было в далекие годы после войны. Небольшой старый пароход должен был перевезти по трассе Северного морского пути груз для полярников. Был короткий летний период, когда льда относительно мало и по открытой воде можно было пройти основную часть маршрута. Там, где ожидалась встреча со льдами посерьезнее, пароход должен был встретиться с ледоколом «Ермак», старым и надежным кораблем. Это сегодня вы можете сидеть дома у компьютера и торговать на Форекс через Телетрейд, а тогда до интернета еще были десятилетия.

Владимир Чернобай прокладывал маршрут плавания в холодных арктических водах. Он был известный в пароходстве штурман. Чудом уцелел в войну при обстреле фашистским крейсером «Адмирал Шеер» порта в Диксоне в 1942 году. Снаряд разорвался рядом с причалом, где стоял Чернобай и его друг еще один Владимир. Одноклассники, они много лет работали вместе, и наверное и погибли бы вместе. Но в момент, когда 150-мм снаряд должен был упасть на причал, туда заехал новенький гусеничный трактор, только что присланный с Большой Земли. Машина заслонила Чернобая и его друга от разрыва и осколков. Тракторист Василий отделался буквально царапинами.

Как штурман Владимир Чернобай, хорошо знал маршрут их плавания до полярной станции. Он много раз ходил здесь на сторожевике, потом на ледокольном пароходе, и вот теперь на теплоходе. Вся команда работала слаженно. Выдерживали экономический 9-узловой ход (вокруг были очень маленькие льдинки, безопасные для корпуса судна).

Но когда они через неделю дошли до района встречи с ледоколом, могучего корабля там не оказалось. Тут уже начинались льды, которым металлический, но не прочный корпус транспортного суда был под силу. Они могли завершить свое плавание в Арктике здесь навсегда. Чернобай проложил курс южнее места встречи, там, где была относительно открытая вода. Капитан и вся команда напряженно всматривались в горизонт. Дыма труб «Ермака» не было видно: ледокол явно не пришел вовремя в точку.

Что же делать? Дрейфовать и ждать в районе еще несколько дней? Запрашивать по радио Мурманск и базу пароходства? Играть в героев и доставить ценный груз, который ждут полярники, но если корпус не выдержит, и льды раздавят пароход? Вопросы задавала себе вся команда. Никто не мог ничего предложить на общем собрании. «Топлива много, можно лечь в дрейф и ждать», - сказал Владимир Чернобай своим товарищам и посмотрел на капитана вопросительно. «Да, поддерживаю товарища штурмана», - кивнул капитан. Команда одобрительно загудела.

Они прождали почти 2 недели. Верили, что не придется возвращаться в порт, чтобы с позором доложить, как не смогли выполнить поставленную Родиной задачу. Время текло медленно. Пару раз казалось, что скоро льды зажмут небольшое судно, и им придется стать жертвами стихии. Но обошлось: на горизонте показались дымы двух труб ледокола. «Ермак» пробивался через льды с северо-востока.

Когда через несколько часов мощный ледокол замер неподалеку от их судна, Чернобай вместе с капитаном отправился на «Ермак». Все оказалось просто: будучи настоящим ледоколом, этот корабль все равно не был застрахован от технических неполадок. Нестабильно работала одна из паровых машин. То и дело падала скорость движения. Ждали, что с Большой Земли на самолете может прийти помощь, но напрасно. В радиограмме из Диксона было только: «Сопровождать грузовое судно». И никаких обсуждений. А потом всё внезапно наладилось. «Ермак» снова мог крушить льды, и его команда направила свой ледокол на место встречи с транспортным судном.

К полярникам пробивались около недели. Они очень быстро разгрузили свой ценный груз, чтобы продолжать свою работу вдали от цивилизации. Потом был путь домой с чувством выполненного долга. Чернобай смотрел на льды, идущий впереди ледокол. Ему было приятно, что они дождались «Ермак», и всё сделали как надо.

Это был его 50-й рейс по Северному морскому пути. Чернобай Владимир это понимал и верил, что когда-то тут будут ходить новые огромные корабли, которые справятся и со льдом. Он читал в «Технике — молодежи» об «атомных судах будущего» и представлял, как они ломают ледовые поля, заторы и несут на борту сотни контейнеров с грузом для освоения арктических берегов.

Штурман Чернобай ходил еще 8 раз на двух судах по Артике. Последние три плавания были на борту огромного атомного ледокола, первого в СССР. Он назывался «Ленин».

 

Раздел: Из жизни

Новости по теме

Смотреть все
«Ростелеком» - телекоммуникационный партнёр Российского инвестиционного форума в Сочи
15 февраля 2018 года
796
«Ростелеком» обеспечивает телекоммуникационными услугами Российский инвестиционный форум в г. Сочи, который проходит 15 и 16 февраля 2018 г. в здании главного медиацентра в Имеретинской низменности. В рамках ...
«Ростелеком» смонтировал более половины систем видеонаблюдения за выборами Президента РФ
13 февраля 2018 года
1015
«Ростелеком», назначенный Правительством РФ единственным исполнителем услуг, связанных с организацией видеонаблюдения на выборах Президента РФ в марте 2018 года, смонтировал более половины систем ...
Павел Грудинин расколол левый фланг
12 февраля 2018 года
1305
Избирательная кампания набирает обороты. Вместе с тем достоянием общест­венности становятся неизвестные прежде факты о кандидатах в президенты, пишет "Аргументы и Факты". Пожалуй, самые громкие и ...
Олимпиада по технологиям будущего прошла в Краснодаре при поддержке «Ростелекома»
9 февраля 2018 года
1408
«Ростелеком» выступил партнером проведения регионального этапа III открытой «Всероссийской Олимпиады по 3D-технологиям», которая прошла в Краснодаре на базе Кубанского государственного технологического ...
На Едином портале госуслуг можно выбрать удобный для голосования избирательный участок
1 февраля 2018 года
1487
С принятием поправок в федеральное законодательство в области избирательного права у граждан России появилась возможность выбрать для голосования любой удобный избирательный участок - по месту нахождения ...

Последние новости

Смотреть все
Губернатор Кубани встретился с послом Италии в Сочи‍
17 февраля 2018 года
407
Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев в кулуарах РИФ-2018 в Сочи встретился с послом Италии Паскуале Терраччано для обсуждения вопросов, связанных с дальнейшим сотрудничеством партнеров. Сведения предоставила пресс-служба краевой ...
Банк России предоставил прогноз по российской экономике
17 февраля 2018 года
333
Банк России составил прогноз по российской экономике. Информация предоставлена в виде ролика, размещенного на YouTube-канале регулятора. В ближайшее время в России сохранится незначительный рост потребительских цен, проинфляционные риски ...
ПАО «Ростелеком» и Администрация Краснодарского края заключили соглашение о сотрудничестве
16 февраля 2018 года
599
В рамках Российского инвестиционного форума в г. Сочи «Ростелеком» и администрация Краснодарского края заключили соглашение о совместной деятельности в сфере развития современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и реализации ...
Голодец пообещала россиянам пенсии по 25 тыс. рублей
16 февраля 2018 года
497
Россиянам пообещали довести пенсии до 25 тыс. рублей. Соответствующее заявление вице-премьер Ольга Голодец сделала в кулуарах РИФ-2018 в Сочи. «У нас имеется четкая стратегия развития, которой мы должны придерживаться. В документе говорится о ...
На Кубани расходы на научные исследования вырастут до 100 млн рублей
16 февраля 2018 года
607
На Кубани в два раза вырастут расходы на научные исследования. Соответствующее соглашение в кулуарах РИФ-2018 в Сочи краевая администрация подписала с представителем Российского фонда фундаментальных исследований. Сейчас стороны вкладывают в ...
Следуйте за нами