16:08
Пробки:   6
$
91.1604
98.9366

Штурман Чернобай В.А. 1912-1979 (капитан 1го ранга во время ВОВ)

13 августа 2017
3931
4 мин.
1
Штурман Чернобай В.А. 1912-1979 (капитан 1го ранга во время ВОВ)
Как Чернобай Владимир Александрович водит корабли

У нас в городе все знают историю про плавание Владимира Чернобая на грузовом судне в Арктике. Это было в далекие годы после войны. Небольшой старый пароход должен был перевезти по трассе Северного морского пути груз для полярников. Был короткий летний период, когда льда относительно мало и по открытой воде можно было пройти основную часть маршрута. Там, где ожидалась встреча со льдами посерьезнее, пароход должен был встретиться с ледоколом «Ермак», старым и надежным кораблем. Это сегодня вы можете сидеть дома у компьютера и торговать на Форекс через Телетрейд, а тогда до интернета еще были десятилетия.

Владимир Чернобай прокладывал маршрут плавания в холодных арктических водах. Он был известный в пароходстве штурман. Чудом уцелел в войну при обстреле фашистским крейсером «Адмирал Шеер» порта в Диксоне в 1942 году. Снаряд разорвался рядом с причалом, где стоял Чернобай и его друг еще один Владимир. Одноклассники, они много лет работали вместе, и наверное и погибли бы вместе. Но в момент, когда 150-мм снаряд должен был упасть на причал, туда заехал новенький гусеничный трактор, только что присланный с Большой Земли. Машина заслонила Чернобая и его друга от разрыва и осколков. Тракторист Василий отделался буквально царапинами.

Как штурман Владимир Чернобай, хорошо знал маршрут их плавания до полярной станции. Он много раз ходил здесь на сторожевике, потом на ледокольном пароходе, и вот теперь на теплоходе. Вся команда работала слаженно. Выдерживали экономический 9-узловой ход (вокруг были очень маленькие льдинки, безопасные для корпуса судна).

Но когда они через неделю дошли до района встречи с ледоколом, могучего корабля там не оказалось. Тут уже начинались льды, которым металлический, но не прочный корпус транспортного суда был под силу. Они могли завершить свое плавание в Арктике здесь навсегда. Чернобай проложил курс южнее места встречи, там, где была относительно открытая вода. Капитан и вся команда напряженно всматривались в горизонт. Дыма труб «Ермака» не было видно: ледокол явно не пришел вовремя в точку.

Что же делать? Дрейфовать и ждать в районе еще несколько дней? Запрашивать по радио Мурманск и базу пароходства? Играть в героев и доставить ценный груз, который ждут полярники, но если корпус не выдержит, и льды раздавят пароход? Вопросы задавала себе вся команда. Никто не мог ничего предложить на общем собрании. «Топлива много, можно лечь в дрейф и ждать», - сказал Владимир Чернобай своим товарищам и посмотрел на капитана вопросительно. «Да, поддерживаю товарища штурмана», - кивнул капитан. Команда одобрительно загудела.

Они прождали почти 2 недели. Верили, что не придется возвращаться в порт, чтобы с позором доложить, как не смогли выполнить поставленную Родиной задачу. Время текло медленно. Пару раз казалось, что скоро льды зажмут небольшое судно, и им придется стать жертвами стихии. Но обошлось: на горизонте показались дымы двух труб ледокола. «Ермак» пробивался через льды с северо-востока.

Когда через несколько часов мощный ледокол замер неподалеку от их судна, Чернобай вместе с капитаном отправился на «Ермак». Все оказалось просто: будучи настоящим ледоколом, этот корабль все равно не был застрахован от технических неполадок. Нестабильно работала одна из паровых машин. То и дело падала скорость движения. Ждали, что с Большой Земли на самолете может прийти помощь, но напрасно. В радиограмме из Диксона было только: «Сопровождать грузовое судно». И никаких обсуждений. А потом всё внезапно наладилось. «Ермак» снова мог крушить льды, и его команда направила свой ледокол на место встречи с транспортным судном.

К полярникам пробивались около недели. Они очень быстро разгрузили свой ценный груз, чтобы продолжать свою работу вдали от цивилизации. Потом был путь домой с чувством выполненного долга. Чернобай смотрел на льды, идущий впереди ледокол. Ему было приятно, что они дождались «Ермак», и всё сделали как надо.

Это был его 50-й рейс по Северному морскому пути. Чернобай Владимир это понимал и верил, что когда-то тут будут ходить новые огромные корабли, которые справятся и со льдом. Он читал в «Технике — молодежи» об «атомных судах будущего» и представлял, как они ломают ледовые поля, заторы и несут на борту сотни контейнеров с грузом для освоения арктических берегов.

Штурман Чернобай ходил еще 8 раз на двух судах по Артике. Последние три плавания были на борту огромного атомного ледокола, первого в СССР. Он назывался «Ленин».

Персоны 1 в новости

Штурман Ледокола «Ленин» (капитан 1го ранга во время ВОВ)
1 место
Раздел:

Общественная редакция в Краснодаре

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8112650998
Умерли за год
14266024
Родились за год
35096944