Высокое качество обслуживания является фундаментальным элементом успешной деятельности корпораций. В этом контексте Сбербанк, один из крупнейших финансовых институтов России, уверенно заявляет о своем опыте в области корпоративного обслуживания. По итогам первой половины 2023 года число активных корпоративных клиентов банка превысило 3 миллиона, причем банк продолжает подтверждать свою репутацию в качестве надежного партнера для бизнеса не только в России, но и за ее пределами.
Так, высокое качество обслуживания корпоративных клиентов банка отметили в Индии, с которой российский бизнес активно налаживает партнерские связи. За последний год число корпоративных клиентов «Сбера» увеличилось в 6 раз, а индийскому филиалу банка был присвоен высший кредитный рейтинг — A1+. По мнению заместителя председателя правления Сбербанка Анатолия Леонидовича Попова, высокое качество обслуживания корпоративных клиентов как в России, так и зарубежом, возможно благодаря:
- высокой скорости и качеству обслуживания;
- внедрению новых методов работы, соответствующих требованиям времени;
- дифференцированному подходу к клиентам и предложению широкого спектра услуг.
Высокая скорость обслуживания
В интервью каналу «Россия 24» зампред правления Сбербанка Анатолий Попов объяснил, что одна из основных задач, которая стоит перед кредитной организацией сейчас, — максимальное сокращение проволочек при выдаче займов. «Предприниматели не любят ждать. Если им нужны средства, то они нужны здесь и сейчас. И банк успешно справляется с этой задачей», — заявил топ-менеджер.
Анатолий Попов с 2016 года отвечает за направление «Корпоративный бизнес». Как программист по образованию он отлично понимает, что единственный путь упрощения и ускорения корпоративного кредитования — цифровизация. Банк активно внедряет технологии искусственного интеллекта. Уже сейчас значительная часть кредитов, в том числе корпоративных, выдается онлайн.
На проходившем в сентябре 2023 года VIII Восточном экономическом форуме топ-менеджер сообщил, что портфель кредитов, выданных среднему и крупному бизнесу онлайн с применением технологий искусственного интеллекта, превышает триллион рублей. С начала 2023 года кредитный портфель банка вырос более чем на 90%.
Новые методы оценки корпоративных клиентов
Для принятия решения о выдаче кредита банку нужны максимально достоверные данные о финансовом положении клиента. С 2016 года, когда Анатолий Попов был назначен ответственным за блок корпоративного бизнеса, топ-менеджер приступил к созданию новых моделей оценки платежеспособности клиентов.
При разработке скорингов учитывалось, что многие корпоративные клиенты составляют отчетность, позволяющую оптимизировать налогообложение. Поэтому низкая прибыль — далеко не показатель неплатежеспособности. Сейчас в банке используют скоринги, где основное внимание уделяется не размерам прибыли, как раньше, а трансакционному потоку предприятия.
Также учитываются косвенные данные о тратах владельца бизнеса. Искусственный интеллект собирает информацию, в том числе и из соцсетей, о негативе: исках к компании, фактах несвоевременной выдачи зарплаты сотрудникам. На основании полученных данных автоматически принимается решение о том, насколько корпоративный клиент заслуживает доверия. Уже более миллиона корпоративных клиентов «Сбера» могут пользоваться открытым кредитным лимитом, то есть у них есть возможность получить ссуду в течение 3 минут, без малейших проволочек. Подтверждением эффективности новых подходов к кредитованию служит тот факт, что, несмотря на стремительный рост кредитного портфеля, для Сбербанка характерна низкая склонность к риску, отмечает НКР.
Широкий спектр услуг
Анатолий Попов поддерживает политику комплексного обслуживания клиентов. Время, когда банк был просто местом, где выдавали кредиты и проводили платежи, безвозвратно ушло. Сегодня банковское обслуживание должно быть нацелено на максимальное обеспечение потребностей клиента. Банк должен предоставлять консультации, помогать в поиске бизнес-партнеров.
К примеру, Сбербанк оказывает содействие российским бизнесменам, желающим найти контрагента в Индии. С этой целью регулярно проводятся онлайн бизнес-сессии. В более чем 20 бизнес-сессиях приняли участие около 2000 российских и индийских предпринимателей. Результат закономерен: за последний год количество счетов, открытых корпоративными клиентами в индийском филиале банка, возросло на 43%.
Сбербанк стремится создать режим максимального благоприятствования всем корпоративным клиентам, чья деятельность связана с экспортно-импортными операциями. Выступая на прошедшем в октябре 2023 года Международном экспортном форуме «Сделано в России», Анатолий Попов сообщил, что банк предоставил таким клиентам более 7 трлн рублей. «Сбер» занимает лидирующие позиции по поддержке госпрограмм, связанных с ВЭД. Банк финансирует более 33% импорта (более 50% приоритетного) и 54% экспорта. Банк делает все возможное, чтобы гарантировать безопасность сделок участников ВЭД.
Справка
Анатолий Леонидович Попов родился в Новосибирске в 1974 году. Получил два высших образования в Новосибирском государственном университете: сперва на факультете прикладной математики, затем — на экономическом. Первый диплом защитил в 1995-м, второй — в 1997 году.
В 2002 году окончил школу бизнеса INSEAD (Франция).
С 2005 по 2010 год занимал руководящие должности в крупной международной компании по производству пива и безалкогольных напитков AB InBev Efes: сперва в России, в 2007 году возглавил болгарский филиал. С 2010 по 2011 год возглавлял дочернюю компанию «Вымпелкома» в Казахстане.
В 2011 году Анатолий Попов приступил к работе в Сбербанке, где первые 5 лет занимал должность вице-президента по продажам. С 2016 года в должности старшего вице-президента возглавил направление «Корпоративный бизнес» (с 2018 года – блок «Корпоративно-инвестиционный бизнес»). В 2018 году стал заместителем председателя правления Сбербанка. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.