Меры изоляции в России постепенно снимаются, организации начинают возвращаться к жизни. Мы решили узнать – как изменилась жизнь за 3 месяца изоляции, как удалось выжить разным отраслям бизнеса и как они оценивают все произошедшее в перспективе.
Тема уже не нова – репортажи и передачи выпустили многие: блоггеры, пропагандисты, журналисты. Но мы решили уйти от крайностей в виде «все плохо» или «все хорошо» и просто задать людям из самых разных отраслей ряд конкретных вопросов и получить на них конкретные ответы, которые позволят увидеть некоторый срез по стране в целом.
В этой статье покажем итоги нескольких интервью, без длительных объяснений и предисловий. Выводы предлагаем вам сделать самостоятельно.
Интервью взяли у компаний из разных отраслей:
- услуги для бизнеса на примере компании «Туров и Партнеры» - компания с филиалами по России;
- услуги для населения на примере «Центр вокала Марии Струве» - сеть центров по России;
- торговля на примере компании «Вятские меха» - сеть магазинов по продаже изделий из кожи и меха по России;
- производство на примере сельскохозяйственной компании «Мелагро» во Владимирской области
- производство на примере молочной фермы «Экоферма Демьяново» в Кировской области.
Последствия
Ожидалось, что самой проблемной отраслью будет торговля, так как торговые центры закрыты, и обвал в торговле изделий из меха будет самым заметным. Однако, по словам владельца компании «Вятские Меха» Дмитрия Плотникова, они не сильно почувствовали этот кризис. «Наш бизнес – сезонный, и делится на две части: магазины и ярмарки. Данный период является для нас концом сезона и доход всегда падает, поэтому особых проблем мы на себе не почувствовали, ведь все фонды на этот период мы формируем в течение зимнего сезона» - пояснил Дмитрий.
Предсказуемо обрушился доход компаний, которые занимаются предоставлением услуг населению. И тут центр вокала весьма показателен. В центре большинство занятий групповые – это и вводные уроки и тренировки голоса. Из-за запрета на любые виды деятельности связанные со скоплением людей, деятельность практически остановилась, и доход почти сошел на нет. «Чтобы расплатиться за аренду и выплатить зарплату сотрудникам, пришлось продать свой внедорожник Mercedes» - сообщил соучредитель центра Валерий Гражданкин.
При этом услуги бизнесу пострадали в меньшей степени. Владимир Туров рассказал, что, несмотря на первый финансовый удар, который получила его компания в результате отмены уже оплаченных и запланированных семинаров и конференций для бизнеса, реорганизовав работу сотрудников, уже к апрелю удалось вернуть доход на уровень прошлого года. Основной провал случился в марте, когда пришлось возвращать людям деньги за отмененные семинары, а компания была занята переводом сотрудников из офисов на «удаленку».
Последнее само по себе отдельное бедствие для большинства компаний, ведь как отмечал философ Л. Рон Хаббард «Три переезда хуже, чем один пожар».
В случае Владимира Турова, чтобы пережить март, ему компании пришлось почти полностью отказаться от личного дохода в пользу сотрудников, а спасли компанию резервы, которые откладывались предыдущие несколько лет «на черный день».
Производство продуктов на примере молочной фермы пострадало слабо. Так как продовольственные магазины продолжали работать, а люди продолжали в них покупать еду, особых проблем с продажами не было. Проблемы настигли только в части касающейся расширения рынка сбыта и запланированной экспансии в Москву и другие регионы. Причем, по словам финансового директора «ЭКО Фермы Демьяново» Андрея Брыткова, проблема вызвана больше человеческим фактором, нежели объективными проблемами. «Из-за отсутствия внятных прогнозов, владельцы торговых сетей и оптовики не были готовы начинать новые направления или работать с новыми поставщиками. И не то чтобы у них не было денег – просто в условиях, когда ничего не понятно, есть понятное желание сократить любые риски и не создавать новых».
Сельскохозяйственный сектор похоже вообще не заметил на себе пандемию и связанных с ней проблем. Так как сферу производства продуктов питания сильно не останавливали и к ней не применялись жёсткие ограничительные меры.
«Наш доход мы получили в планируемом объёме и продолжаем его получать, более того в эти месяцы карантина мы экспортировали приличный объём картофеля заграницу» – заявила директор по развитию ООО «Мелагро», Зоя Синицына. При этом она отметила, что компания сразу предприняла все рекомендуемые меры – от удаленной работы сотрудников офисов и отпуске для сотрудников группы риска, до средств индивидуальной защиты и антисептиков.
Тут стоить пояснить, что никто из упомянутых компаний не стал увольнять сотрудников, сохранив штат сотрудников и защитив их. Только в компании «Вятские меха» произошли несколько увольнений по собственному желанию, большая часть из которых была запланирована в связи с переездом сотрудников из города.
Трудности и помощь
Основные трудности в торговле сфере услуг связывают с арендой. То есть при отсутствии дохода и по факту отсутствии эксплуатации помещения, далеко не все арендодатели готовы идти на встречу и хотя бы снижать цены, не говоря уже о каникулах.
В Москве арендодатель центра вокала предложил скинуть 20%, на которые была поднята аренда в январе 2020 года. Если бы не отмена ограничений к июлю, помещение пришлось бы оставить, так как платить почти полную аренду за 5 месяцев без возможности эксплуатации – как минимум странно. Не говоря уже о том, что на эту аренду надо еще где-то найти деньги.
Торговые центры, с которыми работает «Вятские меха» отличаются, и где-то вовсе не хотят идти на уступки, а где-то сошлись на скидке в 50%. Как уже отмечалось ранее, основной бюджет на аренду и зарплату уже был сформирован в сезон, и пока оплата аренды не является проблемой.
В отношении помощи от государства, опрошенные разошлись во мнении. Кто-то уже получил поддержку в виде прямой выплаты в 300 000 рублей. Однако при фонде заработной платы более 3 млн. рублей в месяц, эта сумма не выглядит значительной. Владелец компании «Вятские меха» Дмитрий Плотников говорит, что денег от государства не получал и не особенно надеется на них, но считает нужным регулирование отношений арендодателей с арендаторами, чтобы избежать прогнозируемых конфликтов.
Также все опрошенные сошлись во мнении, что помощь должна оказываться равномерно, в зависимости от потерь в том или ином секторе бизнеса, а не выборочно, по запутанным и непонятным критериям. В первую очередь – это компенсация пострадавшим отраслям и дешевые деньги для бизнеса в виде льготных кредитов, сопровождаемые налоговыми каникулами или вычетами.
Основную же проблему все отрасли видят в будущем, когда страну догонит эффект от простоя экономики в течение нескольких месяцев. Из-за падения покупательской способности начнется спад продаж во всех областях и обрушение дохода. Вот это уже может привести и к необходимости увольнять сотрудников и к отказу от отдельных направлений деятельности и точно замедлит развитие компаний.
Впрочем, все быстро меняется, и прогнозы могут сильно отличаться от реальных последствий, которые будут видны только к сентябрю. Нам же остается надеяться на лучшее, и постепенно возвращаться к работе.
Специально для Глобал-Медиа.
Общественная редакция в Краснодаре
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.