В эпоху перестройки была придумана шутка: «Отсутствие у вас судимости — это не ваша заслуга, а наша недоработка». Ее стали приписывать Феликсу Дзержинскому, чего он, конечно, не мог сказать, пишет «Московский комсомолец».
Но фраза оказалась удивительно точной. Сегодня почти про любую российскую надзорную инстанцию можно сказать: «Если вас еще не оштрафовали, то это не ваша заслуга, а их недоработка».
Акционеры «Каспийского трубопроводного консорциума» (на территории России это АО «КТК-Р») дотошно исполняют все требования и нюансы российского законодательства. Но до них добралась карающая длань бюрократии.
В 2019 году консорциум обвинили в недоплате за расчетные величины загрязняющих выбросов в атмосферу. С 2002 года, 18 лет, многочисленные проверки, в том числе Росприроднадзора, не находили в «КТК-Р» никаких нарушений. Консорциум исправно платил за расчетные (подчеркнем, не реальные, а расчетные) выбросы загрязняющих веществ. И вот подошла его очередь. Тот же инспектор, который в 2016 году подписал акт, что все в порядке, в 19-м составил протокол, что консорциум неправильно посчитал выбросы. Он не учел… выбросы из емкостей танкеров газов, которыми емкости заполняются на период порожнего пути.
В газах, выбрасываемых при загрузке из танкерных емкостей, действительно присутствуют пары остаточной нефти. Для их улавливания в портах строят рекуператоры (такие маленькие заводы), в которые с танкеров перекачивается газ с парами нефти. Потом этот газ либо сжигается, либо из него выделяются пары нефтепродуктов.
Выносные причальные устройства (ВПУ) консорциума располагаются в 5 км от берега. Плавающих рекуператоров в природе не существует. И если уж у Росприроднадзора возникло желание взять штрафы за выбросы газов с парами нефти, то брать эти штрафы логично с владельцев танкеров. Но вот незадача − оснований для таких штрафов с зарубежных танкеров у Росприроднадзора нет. А «КТК-Р» −вот он, родной, под боком, никуда не убежит.
Подтверждая справедливость анекдотов про бюрократов, чиновники Росприроднадзора в Новороссийске написали так: поскольку газовоздушная смесь образуется в процессе налива нефтепродуктов, а не в процессе работы двигателя танкера, то хозяйствующим субъектом, в результате деятельности которого образуются загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу при наливе нефти и нефтепродуктов в танкерные емкости судна, является именно АО «КТК-Р». Под этим подписались арбитражный и апелляционный суды Краснодарского края.
Самое забавное, что вообще-то у российских властей есть способ заставить зарубежные танкеры платить за загрязнение атмосферы при заполнении их емкостей нефтью. Капитан порта имеет право запретить вход в морской порт в случае существенного несоответствия судна требованиям, касающимся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Также капитан порта может запретить вход судна, если оно не уплатило экологический сбор. Экологический сбор для порта Владивостока, например, составляет 1,4 рубля за 1 GT (длинная английская тонна − 1016 кг). Для Большого порта Санкт-Петербург ставка 2,01 рубля/GT. Для Новороссийского порта – 0 руб./GT (!).
Нам не удалось найти материалов, показывающих, что Росприроднадзор потребовал от ФГУП «Росморпорт» (портовые сборы в его ведении) назначить размер экологического сбора для портов Азово-Черноморского бассейна.
В итоге «КТК-Р» обвинили в том, что они не предоставляют информацию о выбросах с танкеров, и суды их в этом поддержали. Но согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту… возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. То есть согласно АПК РФ Росприроднадзор должен предоставить информацию о размере выбросов с танкеров. Но наложить штраф проще, чем следовать законам.
Компании3 в новости
Общественная редакция в Краснодаре
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.